АБСТРАКЦИЯ – одно из формалистических направлений в изобразительном искусстве. Абстракция – это попытка выразить свои чувства и мысли посредством цветовых сочетаний пятен или линий самих по себе, без изображения реальных предметов и объектов. Абстракционисты отказались от рисунка, перспективы, колорита и всех других средств изобразительного языка искусства живописи.
АКРИЛ – это группа полимерных материалов. В отличие от масляных и алкидных красок, акриловые краски отличаются устойчивостью,экологически безопасны и не источают неприятного запаха. Акрил используется как основа во многих художественных и строительных материалов: краски, грунт, текстурная паста и т.д.
АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ основной материал для создания творческих работ.
Возможно использование любых акриловых красок различных марок.
АКРИЛОВЫЙ ЛАК художественный – защищает поверхность готовой картины от негативного воздействия окружающей среды. Бывает глянцевый, матовый.
АРТБОРД – жесткая основа на каркасе/подрамнике. Может быть с разной основой: фанера, пластик, ЛМДФ, ДСП и прочее
АРТ – от англ. аrt, “искусство, художество”. Часто приставка “арт” используется, чтобы подчеркнуть принадлежность к изобразительному искусству: “арт-сообщество”, “арт-челлендж”.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – цвета, в которых отсутствует цветной пигмент: белый, чёрный и оттенки серого.
АЭРОЗОЛЬНАЯ КРАСКА – может пригодиться для нанесения дополнительных декоративных элементов в работе. Особенно, когда дело касается красок с эффектом металла (золото, серебро).
БАГЕТ – деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
БАГЕТНАЯ МАСТЕРСКАЯ – мастерская по изготовлению всевозможных обрамлений (рамок и паспарту) для картин и фотографий.
БИТУМНЫЙ ЛАК – битумный лак применяется для создания эффекта состаривания на любых поверхностях. Этот декоративный лак и чаще всего используется как покрывной поверх красочного слоя.
БЛЕСТКИ (ГЛИТТЕРЫ) – блестки бывают рассыпчатые разных оттенков, разной формы, придают изделию блеск и мерцание.
ГРУНТ – (от нем. grund - основа), это специальный состав для пропитки основы с целью ограничения впитывания влаги от красок и прочих художественных материалов.
ДЕКОРИРОВАНИЕ – процесс дополнительного украшения различными элементами, которые придают завершенный вид картине или изделию.
ДЕКОР – какие-либо материалы, чем декорируют картины. Например, камни, поталь, блестки и т.д.
ДЕТАЛИЗАЦИЯ – тщательная проработка деталей изображения, процесс добавления мелочей, деталей.
ДИПТИХ – две картины, связанные единым замыслом. Наподобие есть термин триптих – где фигурируют три картины и т.д.
ЖИВОПИСЬ – один из видов изобразительного искусства, в узком смысле – художественное изображение предметного мира на плоскости посредством красок.
ЗОЛОЧЕНИЕ – техника золочения – техника декорирования в современной живописи, при которой всю поверхность или часть картины покрывают поталью.
КАМЕННАЯ КРОШКА – крошка для декорирования, может быть, из натуральных камней и из искусственных.
КЛЕЙ ДЛЯ ПОТАЛИ – специальный клей для приклеивания потали. Чаще всего мы используем клей для потали.
КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.
КИСТЬ – инструмент для нанесения краски на холст. Кисти бывают на синтетическом ворсе или натуральном (щетине). На круглой основе, плоские. Размер и основа кисти подбирается исходя из целей нанесения.
КИСТЬ ПОЛУСУХАЯ – вы часто можете услышать в мастер-классах – прежде чем набрать краску на кисть, обмакивают кисть в ткань или бумажное полотенце, чтобы краска легла своей плотностью на холст.
КОЛЕРОВОЧНЫЕ ПАСТЫ И КОЛОРАНТЫ (КОЛЕРЫ) — строительные пигменты. Можно использовать в качестве альтернативы акриловым краскам.
КОНТРАСТ – это художественный приём в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по размеру, цвету, фактуре, т.д.
КРАКЕЛЮР (от франц. craquelure - мелкая трещина) – трещина красочного слоя в произведениях живописи.
КРАСИТЕЛЬ – специальная цветовая добавка (в частности, в технике резин арт).
ЛЕССИРОВКА – прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.
МАСТИХИН – специальный инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Используется для нанесения краски ровным слоем или для выкладки рельефных мазков на картину.
МАРКЕР АКРИЛОВЫЙ – маркер для современных техник живописи, на основе акрила. Маркер на основе акрила – самый подходящий маркер для творческой работы.
МЕДИУМ – бесцветное или белое полупрозрачное связующее вещество. Медиум предназначен преимущественно для техники Fluid Art: для разбавления и улучшения консистенции краски.
МОЛЬБЕРТ – деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.
МОНОХРОМИЯ – одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
НАБРОСОК – произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА – максимальная сила, степень яркости цвета.
ОБЪЕМНАЯ ЖИВОПИСЬ – техника современной живописи, для которой характерно наличие объемных элементов, наличие рельефа на картине или другой поверхности.
ОСНОВА – это всё, на чем можно написать картину – это холст или любая альтернатива холста.
ПАЛИТРА – 1) небольшая тонкая доска для смешивания красок; 2) характер цветовых сочетаний.
ПЕЙЗАЖ – жанр изобразительного искусства, воспроизводящий картины природы
ПЕРСПЕКТИВА – Наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием.
ПИГМЕНТ – высокодисперсные порошкообразные красящие вещества, придающие материалам непрозрачность, цвет.
ПИГМЕНТ ВСПЛЫВАЮЩИЙ металлический – это особый вид пигмента для окрашивания эпоксидной смолы. Свойства пигмента вытекает из названия: имеет характерную особенность “всплывать” на поверхность изделия. Имитирует жидкий металл.
ПЛАСТИЧНОСТЬ – качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.
ПОДРАМНИК – деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картин.
ПОЛУТЕНЬ – элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.
ПОТАЛЬ – это очень тонкая фольга, заменитель сусального золота (традиционно используемое в золочении). Продается упаковками от 5 листов.
ПОТАЛЬ жидкая – вариация потали в жидком исполнении. Это краска с металлическим пигментом, имитирующая цвет и блеск сусальных листов.
ПРОПОРЦИИ – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине, соответствующие определенному облику, характеру целого. Например: соотношение ширины предмета и его высоты.
ПРОФИЛЬ – вид лица или предмета сбоку.
РАКУРС – перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
РЕЗИН АРТ – от англ. resin art – техника современной живописи эпоксидной смолой путем заливки и смешивания разных цветов.
СВЕТОТЕНЬ – строго закономерные градации светлого и темного. Распределение света и тени на предмете.
СИЛИКОН – используется для создания эффекта «сетки/ячеек» в технике Fluid art. Бывает аэрозольный или капельный.
СКУЛЬПТУРНАЯ ЖИВОПИСЬ – направление объемной живописи, объединяющее в себе элементы создания скульптуры в части рабочего материала – декоративной штукатурки, и элементы живописи в части техники работы мастихином, близкой к приёму импасто, подразумевающей создание объемных фактур и элементов за счет нанесения материала на поверхность по принципу «один мазок – один элемент».
СТЕКЛЯННАЯ КРОШКА (бывает зеркальная) – крошка для декорирования картин. Таким же образом, часто используют полудрагоценные камни, например горный хрусталь.
ТЕКСТУРНАЯ ПАСТА – специальный состав на акриловой основе для формирования рельефного покрытия. В зависимости от того, какого эффекта хочется добиться на полотне, подбирается соответствующая паста: мягкая или грубая.
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА – по ассоциациям палитру цветов разделяют на теплые – это цвета огня, солнца, т. е. красный, оранжевый, желтый и холодные – цвета воды, льда, ночного неба , т.е. синий, голубой, фиолетовый. Однако, это деление условно. Один цвет может иметь как теплый подтон, так и холодный: если, соответственно, добавить в него теплый или холодный цвет дополнительно.
ФАКТУРА – материальные, осязаемые свойства поверхности предметов. Например: фактура гладкая, шершавая, пушистая и т.д.
ФЛЮИД АРТ – от англ. fluid art “жидкий акрил” – техника рисования жидкими акриловыми красками, новое направление в абстрактной живописи.
ХОЛСТ (на подрамнике или картоне) – стандартная основа для живописи. Холст должен быть хорошо прогрунтован, если вы покупаете холст с плотностью ниже 300 мг/кВ.м, то стоит купить дополнительно акриловый грунт и дополнительно прогрунтовать.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ И АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – Выделяют две группы цветов: хроматические – это все цвета спектра и все цвета, полученные путем их смешения; ахроматические – это черный, белый и все градации серого.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА – выделение цветовых особенностей палитры картины. Цветовая гамма может быть теплой, горячей, холодной, темной, светлой, яркой, блеклой и т. д.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ – это наглядное пособие, где цвета спектра расположены по кругу в строгом порядке.
ЧЕРНИЛА АКРИЛОВЫЕ – пигмент, разбавленный в изопропиловом спирте, в них дополнительно добавлена акриловая дисперсия. Это делает акриловые чернила более плотными, укрывистыми.
ЧЕРНИЛА СПИРТОВЫЕ (АЛКОГОЛЬНЫЕ) – это чернила на спиртовой основе, в состав чего входит пигмент, разбавленный в изопропиловом спирте. Благодаря этому материалу существует целое направление – техника рисования алкогольными чернилами.
ШЕЛЛАЧНЫЙ ЛАК – необходимый защитный лак для покрытия потали на спиртовой основе. Бывает осветленный и неосветленный (дает дополнительный желтоватый оттенок). Необходимо чистить кисти после лака растворителем или растворителем!
ШПАТЛЕВКА – строительный материал, в современных техниках используется как альтернатива текстурной пасте или самостоятельный материал для создания рельефа.
ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА – синтетическое олигомерное соединение, в исходном виде пребывающее в жидком состоянии. Визуально масса больше всего напоминает тягучий мед, может быть прозрачной или цветной. Применяется вместе с веществами-отвердителями, запускающими в смеси реакцию полимеризации.
ЭСКИЗ – подготовительный набросок работы, воплощающий ее замысел основными композиционными средствами.